Образовательная программа
Об образовательной программе МБДОУ – детский сад №55 «Радуга»
Основная общеобразовательная программа МБДОУ №55 «Радуга» х.Обуховка Азовского района разработана творческой группой ДОУ для детей от 1,5 до 7 лет и учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей. составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17.10.2013 г. Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности в МБДОУ №55 «Радуга» (далее – ДОУ). Программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов воспитанников. Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования. Кроме того, учтены концептуальные положения используемой в ДОУ комплексной образовательной программы «Детство».под редакцией В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, Н.А. Ноткиной и др.
Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации – русском.
Программа направлена на
- создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
- на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Цель и задачи деятельности МБДОУ по реализации основной образовательной программы определяются ФГОС ДО и реализуемой комплексной образовательной программой «Детство». При постановке целей и задач учитывались следующие направления в работе МБДОУ – художественно-эстетическое развитие, региональный компонент, а также анализ результатов предшествующей педагогической деятельности, потребностей детей и родителей, социума, в котором находится дошкольное образовательное учреждение.
Цель программы:
Формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей.
Основными задачами по реализации поставленной цели являются:
- Охрана жизни и укрепление здоровья детей.
- Совершенствование работы по преемственности дошкольного и начального образования.
- Совершенствование работы по социальной защите участников образовательного процесса.
- Осуществление личностно -дифференцированного подхода к коррекции и развитию речи детей.
- Создание благоприятных условий, обеспечивающих физическое, социально-личностное, интеллектуальное, эмоционально-нравственное, волевое развитие ребенка.
- Приобщение детей к общечеловеческим и художественно – культурным ценностям.
- Взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребенка.
- Повышение уровня профессионального мастерства педагогического коллектива и активизация творческой деятельности педагогов.
- Совершенствование нормативно – правовой базы МБДОУ №55.
Программа основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса, в основу которого положена идея интеграции содержания разных образовательных областей вокруг единой, общей темы, которая на определенное время (дни, недели) становится объединяющей, например: «Наши любимые игрушки», «Наш детский сад», «Моя семья», «Времена года», «Мальчики и девочки», «Наши домашние питомцы», «Наш город». Выбор темы учитывает интересы детей, задачи развития и воспитания, текущие явления и яркие события (времена года, праздники).
Программа предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
Программа предусматривает организацию:
- образовательной деятельности, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения;
- образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов;
- в самостоятельной деятельности детей;
- в процессе взаимодействия с семьями детей по реализации программы.
Решение программных образовательных задач осуществляется в ходе режимных моментов, в рамках непосредственно образовательной деятельности, в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.
Образовательная программа состоит из двух частей: обязательной части (инвариативной) и части, формируемой участниками образовательного процесса (вариативной). Обязательная часть составляет 60% от ее общего объема, часть, формируемая участниками образовательного процесса 40%. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО.
Программа охватывает следующие возрастные периоды физического и психического развития детей: ранний возраст — от 1,5 до 3 лет (группа раннего дошкольного возраста); младший дошкольный возраст — от 3 до 4 лет (вторая младшая группа), средний дошкольный возраст — от 4 до 5 лет (средняя группа), старший дошкольный возраст — от 5 до 7 лет (старшая группа (5-6лет) и подготовительная к школе группа (6-7лет)).
Содержание Программы в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный. Каждый из основных разделов включает обязательную часть, которая разработана на основе программы «Детство» с учётом используемых парциальных программ и часть, формируемая участниками образовательных отношений, в которой отражаются специфика организации и приоритетные направления работы. Вариативная часть отражает развитие детей в художественно-эстетическом направлении и представлена в виде регионального компонента, программ, разработанных педагогическим коллективом. Обе части дополняют друг друга и прописываются как целостный документ, представляющий образовательную деятельность МБДОУ.